Books 📚
July 4, 2022

Книга "Разумный инвестор"

Подписывайтесь на мой Телеграм.

Чем больше вы торгуете, тем меньше у вас остается денег.

Это одна из самых популярных книг про инвестирование, написанная еще в 1950 году, но актуальная по сей день. Уоррен Баффет был учеником автора, его слова: "the best book about investing ever written". Я читал версию, где примеры из книги дополнялись примерами из более современного мира 90-10, и видно, что действительно мало что меняется в подходах и событиях.

Основной посыл Грэма: «Инвестор, впадающий в панику из-за необъяснимого падения рыночной стоимости портфеля, превращает свое основное преимущество в главный недостаток». Автор всячески указывает на отсутствие обычного здравого смысла в действиях инвесторов, которое происходит с завидной частотой.

Меня всегда удивлял тот факт, что приверженцы технического анализа тратят столько сил на изучение динамики курсов акций и объемов торгов. Вы можете представить себе бизнесмена, решившего купить компанию только потому, что ее цена значительно выросла за неделю-другую?

В книге рассказывают про частые ошибки управляющих фондов, почему аналитики и трейдеры могут вести себя не в интересах инвесторов, про преимущества и недостатки разных типов облигаций и акций, разнообразные заблуждения и в целом склоняют в мысли, что разумный инвестор - пассивный инвестор.

Инвестор рассчитывает стоимость акций, исходя из стоимости компании. Спекулянт покупает акции в расчете на их рост, вызванный тем, что кто-то будет готов заплатить за них более высокую цену. Всегда следует понимать, чем именно вы занимаетесь – инвестициями или спекуляциями, и не путать одно с другим.

Но есть вещи, с которыми я не соглашусь. Например:

Психологи пришли к внушающему тревогу заключению, что даже при более глубоком знакомстве с предметом люди склонны преувеличивать свои знания о нем. Вот почему бывает опасно вкладывать деньги в «то, что знаешь». Чем больше вы знаете о деятельности приглянувшейся вам компании, тем меньше вам хочется искать в ней недостатки.

Моя самая максимальная прибыль и самые удачные действия были с компаниями в той сфере, в которой я разбираюсь и работаю сам. Я четко замечал, как рынок ведет себя по новостному фону, неразумно относясь к специфике бизнесов, которые нужно было изучить.

В книге много статистической информации о поведении работников компании после тех или иных изменений с их акциями. Все эти истории показывают, что даже самые прибыльные и крутые компании страдают из-за одних и тех же действий, и подобные действия сигналы к тому, что ситуация в бизнесе меняется, несмотря даже на его высокие котировки.

Но, как отмечал Джон Богл, бывший президент инвестиционной компании Vanguard, практически все менеджеры продают акции сразу же после исполнения опционов.
Управляющие уходят в другие компании. Инвесторы должны знать, что за управляющими инвестиционными фондами, которые умеют, как царь Мидас, превращать в золото все, к чему ни прикоснутся, охотятся компании-конкуренты.

Вокруг слова "разумный" держится вся суть книги. Читая подобные тезисы вся эта тема кажется достаточно простой и вызывает удивление, почему многие поступают нерационально. Но когда речь заходит о деньгах и зеленых цифрах с растущими процентами, здравый смысл часто отходит на задний план. Именно с этим и учит бороться Бенджамин Грэм.

Если бы в 13:24 я позвонил агенту по недвижимости, чтобы узнать, сколько стоит мой дом, стал бы я перезванивать ему в 13:37? • Если бы я все-таки перезвонил и он сказал бы, что цена изменилась, стал бы я продавать свой дом? • Если я не буду каждую минуту проверять, не изменилась ли стоимость моего дома, помешает ли это росту цены?

Еще несколько самых крутых мыслей, которые мне понравились:

  • Если при 4 %-ной инфляции вам повышают зарплату на 2 %, вы, разумеется, чувствуете себя более комфортно, чем если бы при нулевой инфляции вам стали платить на 2 % меньше. Но ведь и в том, и в другом случае ваш доход снижается на 2 %. Нам нравится, когда номинальный доход растет, даже если реальный доход падает из-за инфляции.
  • Если дивиденды по обыкновенным акциям не выплачиваются или возникает угроза невыплаты, положение держателя таких привилегированных акций становится шатким. Дело в том, что руководство компании не обязано выплачивать дивиденды по ним до тех пор, пока не будут выплачены дивиденды по акциям обыкновенным.
  • Привилегированные акции – самый неэффективный инструмент инвестирования, какой только можно себе представить. Они менее надежны, чем облигации, поскольку в случае банкротства компании-эмитента не дают первоочередного права на активы компании. Возникает вопрос: почему компания, которая, как вам кажется, заслуживает вашего внимания, предпочитает платить высокие дивиденды по привилегированным акциям вместо того, чтобы выпустить облигации и получить налоговые льготы? Ответ очевиден: или ее дела обстоят не лучшим образом, или рынок перекормлен ее облигациями. Следовательно, покупать привилегированные акции нецелесообразно.
  • «Покупая машины или фотоаппараты, вы постепенно начинаете разбираться в том, что хорошо, а что плохо, что продается, а что нет… И, самое главное, вы узнаете это раньше, чем Уолл-стрит»[110]
  • Взаимные инвестиционные фонды предпочитают работать с акциями «соседних» компаний. Расстояние до офисов компаний, акции которых держит среднестатистический фонд, на 115 миль короче среднего расстояния до офисов других компаний.
  • «Не знаю и не хочу знать» на любой вопрос, избавит вас от необходимости прогнозировать события на финансовом рынке, а заодно и от иллюзии того, что последние вообще поддаются прогнозированию. Осознание того, что будущее нельзя предсказать, и признание собственного неведения относительно этого будущего – вот главное оружие пассивного инвестора.
  • Сформировав инвестиционный портфель из паев индексных фондов и поставив его «на автопилот», пассивный инвестор сможет давать один универсальный ответ на любой вопрос, связанный с изменениями на финансовых рынках: «Не знаю и не хочу знать».
  • Вывод очевиден: не стоит торговать только для того, чтобы создавать видимость деятельности. Остановитесь. Пришло время понять, что такое «долгосрочный инвестор». Долгосрочный инвестор – это единственный вид инвестора, который существует.
  • Необходимо ясно понимать, что инвестор не может занимать промежуточную – между активной и пассивной – позицию.
  • В идеале разумный инвестор держит акции только тогда, когда они дешевы, и продает их, когда они становятся переоцененными. Продав их, он вкладывает деньги в облигации и другие инструменты денежного рынка и ждет, пока акции вновь не подешевеют настолько, что станут выгодным объектом инвестиций.
  • Инвестор, впадающий в панику из-за необъяснимого падения рыночной стоимости портфеля, превращает свое основное преимущество в главный недостаток. Для него было бы гораздо лучше, если бы акции вообще не имели рыночных котировок. В этом случае он был бы избавлен от душевных мук, вызываемых ошибочными суждениями других участников фондового рынка
  • Вы не можете сделать так, чтобы доходность ваших акций или паев инвестиционных фондов (сегодня, на следующей неделе, в следующем месяце или в целом за год) была выше средней по рынку. В краткосрочной перспективе ваша доходность всегда будет зависеть от прихотей мистера Рынка. Но вы можете контролировать: • затраты наоплату брокерских услуг– торгуя редко, терпеливо и дешево; • затраты на управление активами– отказываясь от покупки паев взаимных инвестиционных фондов с высоким уровнем годовых издержек; • свои ожидания– прогнозируя доходность на основе реальности, а не фантазий[195]; • свои риски– решая, какую часть средств вложить в рискованные операции на фондовом рынке, а также через диверсификацию и ребалансировку портфеля; • свои налоговые счета– держа акции как минимум год или, по возможности, лет пять, чтобы снизить налог на прирост капитала; • и, что важнее всего,свое поведение.
  • У индексных фондов есть лишь один существенный недостаток: с ними скучно. Вы не сможете ни хвастаться друзьям, что вложили деньги в самый высокодоходный в стране инвестиционный фонд, ни бахвалиться тем, что «переиграли» фондовый рынок; ведь предназначение индексного фонда состоит не в том, чтобы «побить» рынок, а в том, чтобы обеспечить вам доходность не ниже среднерыночной. Управляющий индексным фондом не будет играть в азартные игры.
  • Бернстайн делает следующий вывод: «При принятии решений в условиях неопределенности следует исходить не из вероятности выигрыша, а из последствий проигрыша. Ведь нам не дано знать будущее».
  • Вероятность совершить ошибку как минимум один раз на протяжении всего периода инвестирования равна 100 %, и мы ничего не можем с этим поделать.

Все выписанные мною цитаты как всегда там же по ссылке.

Goodreads